Матвеев С.А. ЧИСЛО 3

«Возвращайтесь в Пелопоннес после третьего плода». Пророчество Дельфийского оракула Гиллу

С числом 3 связан треугольник, первая геометрическая фи­гура. Противоположности бытия в нем соединены, жизнь начи­нает расширяться. Джайны считают, что мир отделен от немира трехслойной бездной из густой волы, густого ветра и тонкого ветра. По представлениям джайнов, он состоит из трех усечен­ных конусов или пирамид, из которых средний и верхний сло­жены основаниями, а вершина среднего покоится на вершине нижнего.

Число «три» — священное, волшебное и удачливое; это число Святой Троицы, одного из высших принципов христианской веры, а также троицы Древнего Египта: Исиды, Осириса и Гора, Матери, Отца и Сына. Число 3 состоит из числа 1, мужского начала, и числа 2, женского начала. Этот союз порождает число «три» на всех планах бытия: физическом, ментальном, духовном. Сила Бога и Принцип Воли объединяются с Христом, Прин­ципом Мудрости; этот союз порождает Активный Принцип, известный как Сила Святого Духа. Таким образом, единый Бог имеет три лица (ипостаси): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух свя­той.

«Тройка» считалась первым числом в древнекитайской тра­диции, где она в соответствие с нумерологическим мистинизмом ассоциировалась с человеком.

Число 3 открывает во многих оккультных доктринах число­вой ряд и считается совершенным. Оно являет собой Высший образ абсолютного совершенства, превосходства (трисвятый, треклятый) и служит основной константой мифопоэтического макрокосма и социальной организации. Известны 3 сферы Все­ленной, 3 высшие ценности, трехипостасные, трехглавые бо­жества (славянский Триглав, древнеиндийский Тримурти); из­вестна теория трех тел Будды. Это число вошло в состав Боже­ственных имен с внутренней формой три: Трита, Тритон, Триптолем. В текстах махаяны говорится о трех поворотах колеса дхар­мы.

Богиня шиваистского Минакши с детства имела три груди и ей был свойствен острый рыбий запах. Правда потом, уже став царицей и великой завоевательницей, она встретила Шиву, и сразу же и запах, и третья ее грудь исчезли.

В религиозно-философских трактатах — сутрах содержится учение об освобождении от уз сансары, достигаемом путем трех сокровищ: правильного знания (вероучения), правильного ви­дения (истины), правильного поведения. Практический путь к спасению сводится к строжайшему соблюдению этических пред­писаний и суровой аскезе.

В ведической традиции говорится о тройственной природе бога огня Агни; он родился в трех местах: на небе, среди людей и в водах; у него три жилища, троякий свет, три жизни, три головы, три силы, три языка:

«Мы знаем, о Агни, твои трижды троякие (жилища). Мы знаем твои жилища, распределенные по многим местам. Мы знаем твое высшее имя, которое в тайне. Мы знаем тот источник, откуда ты пришел» (Ригведа, X, 45). Этрускам Вселенная представлялась в виде трехступенчато­го храма, в котором верхняя ступень соответствовала небу, сред­няя -- земной поверхности, нижняя — подземному царству.


1 2