Матвеев С.А. ЧИСЛО 7

«Число семь, как сумма тройки и четверки, является элементом каждой античной религии, так как оно элемент природы. Вселенная — это семерка. Ее всеобщность состоит из групп семерок так как сила восприятия состоит из семи различных сторон, которые соответствуют семи состояниям материи или семи царствам».

Е.П.Блаватская «Тайная Доктрина»

Число семь — символическое во многих эзотерических сис­темах. Это число является одним из основных числовых пара­метров Вселенной. Оно возникает из суммы двух основных мис­тических числовых параметров — 3 и 4 — и характеризует общую идею Вселенной, является эзотерической константой в описа­нии Мирового Древа. «Семерка» служит для описания полного состава Божественного пантеона, количества эпических и ска­зочных героев-братьев (7 братьев, 7 Симеонов, 7 сестер). Это число дней недели, основных годовых праздников, количество цветов спектра, тонов в музыке, основных запахов стереохими-ческой теории. 7 есть константа, определяющая объем челове­ческой памяти. В некоторых традициях существует — или суще­ствовала — семиричная система счисления. Таким образом, чис­ло 7 выступает как наиболее употребительный Космический показатель, универсально характеризующий все сущее, что под­лежит исчислению. Например, у осетин божество Авд Дзуары сочетает в себе семь общих и местных божеств.

Семь Божественных явлений пророку послужили началом утверждению на земле зороастрийской веры. Вьетнамские боги создали семь скалистых гор и семь потоков вод. В самодийских преданиях небо делится на семь ярусов, а подземный мир — на семь слоев льда. Мистическая литература поздней античности и раннего средневековья любит образ небесного дворца или кон­гломерата семи дворцов с бесконечными переходами от одних залов или покоев (хехалот) к другим.

Седьмой день лунной фазы считался тревожным и опасным в энергетическом отношении и посвяшался богине Луны Диане. Дни, когда Диана отдыхает, очень опасны для проведения ка­ких-либо работ.

Согласно ненецкой традиции, некогда росла береза с се­мью ветвями и семью корнями, к которой люди ходили покло­ниться и принести жертвы, но ее корни начали гнить, и, когда сгнил последний, дерево упало. Из его ствола хлынула кровь (в которой воплотился священный огонь), а затем — поток воды, поглотивший все реки. Так начался великий потоп. По представ­лениям ненцев, путешествия шамана совершаются по двум тру­бам: трубе неба, в которой растут семь железных лиственниц, и трубе земли; путь по каждой из труб занимает семь дней. В верхо­вьях реки находится древо неба с почками — лестница, соеди­няющая землю, небо и подземный мир. Оно имеет семь ветвей на правой, солнечной, и семь ветвей на левой, ночной, сторо­не. На верхних ветвях сидят кукушки — священные птицы, покровительницы рождений. Ветер, по представлениям ненцев, создает семью парами своих железных крыльев птица Минлей. Древние греки отождествляли число 7 с демиургом, судь­бой, удачей и здоровьем. Семерку считали числом богини муд­рости Афины и бога Солнца Аполлона, которому приносили жертву в седьмой день новолуния. Семь фиванских ворот были расположенными по всей окружности городской стены и соот­ветственно делили войска на семь отрядов. В состав пантеона богов, по данным Геродота, входило семь божеств, что отража­ет древнюю индоиранскую традицию. Зевс наделил фиванского прорицателя Тиресия даром прорицания и продолжительнос­тью жизни, в семь раз превышающей обычную. Нимфа Калипсо в течение семи лет держала у себя Одиссея, скрывая его от остального мира.


1 2