Матвеев С.А. ЧИСЛО 5

"Пять звуков ведут к глухоте, пять вкусов портят рот».

Пэн-Цзу

Пять — число осознания; человек обретает опыт жизни по­средством пяти чувств. С числом 5 человек стремится смотреть за пределы мира, состоящего из четырех элементов, отправляться в странствия и духовно прогрессировать.

Число пять — это эталон описания наиболее важных харак­теристик макро- и микрокосма. Известно пятикратное деление мира, существуют 5 элементов мироздания, 5 классов живот­ных, 5 органов чувств у человека, 5 внутренних органов, 5 стра­стей. В буддизме и вУпанишадах рассуждают о пентадах, соот­носимых с пятью аспектами Бытия, пятью огнями, ликамиШивы.

Известно пять дхьяни-будд и пять благих моментов в жизни Тиртханкара, вероучителя джайнизма: зачатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания и конечное освобождение. Джайнская агиография выделяет пять благих моментов в жизненном пути тиртханкара — зачатие, рождение, уход от мира, обретение абсолютного знания и конечное освобождение. По поводу каждого из этих моментов в жизни Махавиры, вероучи­теля джайнизма, божества устраивали пышные торжества, про-ливаи дождь из драгоценных камней, благовоний и цветов.

В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» известно пять сы­новей царя Панду: Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева. Монголами почитается группа пять Чоиджинов, пяти богов, пяти великих государей.

Пятеро оставшихся в живых греческих воинов стали родо­начальниками знатнейших фиванских родов в крепости Кадмее, вокруг которой выросли Фивы.

Идол славянского Поренута имел четыре лица и пятое на груди.

Сакральное число 5 выражает идею совершенства, законо­сообразности и гармонической стабильности. Отмеченность пя­того места в пространстве связана с особым положением цент­ра, в котором находится Срединное царство Чжун-го. Хун-Ахпу и Шбаланке, в эпосе киче братья-близнецы, воскресают на пя­тый день, после того, как владыки преисподней подвергают их страшным испытаниям и даже сжигают.

Известен культ пяти священных деревьев Ирландии, часто называвшихся древо мира.

Тибетский сановник Гар, мудрый министр царя Сронцзан-гамбо, привозит царю китайскую принцессу, выполнив предва­рительно пять задач, которые были не под силу другим женихам. У народа мяо фигурирует пятицветная собака Паньгу.

Важное значение для понимания китайской эзотерики име­ют представления о пяти звездных дворцах: срединном, восточном, южном, западном и северном. Разрозненные первоначаль­но образы мифологии отдельных древнекитаиских племен и пле­менных групп постепенно складывались в единую систему, чему способствовало развитие натурфилософских представлений и, в частности, различных классификационных систем, среди кото­рых наибольшее значение имела пятеричная система — по пяти стихиям. Под ее влиянием четырехчленная модель мира превращается в пятичленную, соответствующую пяти ориентирам в пространстве (четыре стороны света + середина или центр), верховный небесный правитель осознается теперь уже как боже­ство центра.


1 2