Матвеев С.А. ЧИСЛО 4

Я вышел, на четыре стороны, я принес жертву».

 «Сказание о Гильгамеше

Число 4 представляет собой четырехкратную космическую основу мира, четыре основных элемента, четыре стороны света и четыре ветра. Оно символизирует Высший закон регулярности времяпротекания, выражающегося в последовательности утро-поллень-вечер-ночь, детство-юность-зрелость-старость. Четырех­членная структура Космоса, ориентированная на число 4, со­впадает с другими его образами и воплощениями: насчитывает­ся четыре времени жизни, четыре юги — великих века, 4 схемы города, храма, почитаются тетрады богов.

В Индии издревле известен ритуал, в котором с царем пос­ледовательно соотносится каждое из четырех сакральных дере­вьев, из них изготовляются ритуальные чаши, подносимые царю для омовения представителями каждой из четырех варн.

Один из буддийских миров, расположенный над миром же­лания Камадхату и под миром не имеющих формы Арупалхату, Рупадхату, делится на четыре уровня, соотнесенных с четырьмя ступенями дхьяны. В Траястринсе же, втором небесном мире в сфере желаний, в одном из парков растет лиана асавати, кото­рая раз в тысячу лет приносит плоды, содержащие божествен­ный хмельной напиток — опьянение от него продолжается че­тыре месяца. Хеваджру, олицетворяющего мудрость и сострада­ние, первопричину всего бытия, обычно изображают с четырь­мя ногами.

Каждая отдельная жизнь проходит четыре стадии — рожде­ние, рост, деградацию, смерть или: рождение — жизнь — смерть — возрождение (новое рождение), символизируемые соответ­ственно четырьмя направлениями света.

Четыре основных вида жертвенных животных соотносятся с четырехчленностъю горизонтальной структуры Вселенной (сто­роны света). В мировых религиях наблюдается повторяющийся мотив числа четыре как числа мира, противопоставляемое Божественному числу три.

В иранском царстве спета обитает Отец величия (Отец света, бог света) Мани, добрый повелитель этого царства, проявляю­щийся в четырех формах: Божество, Свет, Сила, Мудрость.

Сокровенное имя Всевышнего, изображаемое четырьмя бук­вами-священным Тетраграмматоном, долгое время произ­носилось вслух в День Очищения неслышно для окружающих один раз в году первосвященником; тайна его звучания устно передавалась по старшей линии первосвященнического рода.

Тетраграмматон представлен здесь в виде тетрактиса внутри человеческого сердца. Изображение являет трон Бога и Его иерар­хии внутри сердца человека.

Число 4 выбирается в качестве периода свершений мировых мистерий. В Оропе (в Аттике) раз в четыре года справлялся праз­дник, посвященный великому прорицателю Амфиараю.

Согласно древнему орфическому сказанию, воспроизведен­ному в диалоге Платона «Пир», предки людей имели по четыре руки и четыре ноги.

В древних исторических китайских памятниках говорится, что у верховного божества Ди-Ку было четыре жены, а китайский зверь-людоед Тулоу похож на четырехрогого барана. Знамени­тый герой Цан-Цзе имел четыре глаза (на древних рельефах и средневековых гравюрах изображались по два глаза один над другим) — символ особой прозорливости. У другого героя-мя­тежника Чи-Ю также четыре глаза.

Этруский бог Кулсанс имел четыре лица, которые симво­лизировали четыре небесных региона.


1 2