Приметы, связанные с беременностью, родами, детьми

Чтобы ребенка не сглазили, первый раз его надо мыть в воде, забеленной молоком. - С одной стороны, в данном случае выражается отношение к молоку как основной пище ребенка: желают, чтобы его было в изобилии. С другой стороны, забеленная молоком вода не только полезна для кожи, но и непрозрачна, что помогает уберечь младенца от сглаза, пусть даже и невольного (ведь и собственная мать, сама того не желая, может сглазить малыша, излишне хваля его).

Отца новорожденного потчуют пересоленной кашей с перцем. - Это скорее обычай, а не поверье или примета. Смысл обычая в том, чтобы мужчина понял, что жене было рожать "солоно и горько". Именно эти слова поизносят, поднося ему ложку с кашей.

До шести недель ребенка нельзя показывать посторонним - не то сглазят. - Кроме опасности сглаза, это связано еще и с подзабытым обрядом сорокового дня или воцерковления, ибо шесть недель - это сорок два дня. Считается, что после родов женщина на сорок дней отлучена от храма; значит, на мистическом уровне, она не может в это время защитить младенца. На сороковой день женщина приносит ребенка в храм (как это сделала Богоматерь) и сама снова получает возможность причаститься.

Обучать детей грамоте надо с Наумова дня. - День святого Наума - в декабре. Так что это не поверье, содержащее временной резон, а лишь шутка, игра созвучий ("Наум" и "на ум").

Только ребенок сделает первые шаги - матери надо между его ступнями ножом провести. - Реальной основы и под этим суеверием нет: речь идет о несуществующих мисти-ческих путах, которые надо разрезать, чтобы они не мешали в дальнейшем. Однако суеверие сильно и по сей день. И сейчас родители, а особенно бабушки, пристально следят за первыми шагами малыша, держа наготове нож. Автор этих строк не раз был свидетелем этого, как и самого процесса "разрезания" того, чего нет.

Если ребенок долго не начинает самостоятельно ходить, надо между его ног положить веник - и прутья потом разбросать. - Суеверие построено на примитивном образе: связанный веник - связанные невидимыми путами ноги, разбросанные прутья - свободные шаги.

Тот, кто родился в новолуние, будет жить долго и счастливо. - Логично, если учесть влияние луны как на моря и океаны (приливы и отливы), так и на тело человека, преимущественно состоящее из жидкости. "На возрастающей луне" матери легче рожать, ребенку - появляться на свет. Полнота же луны трактуется как полнота жизни (долголетие) и богатство.

Новорожденного сразу надо на вывернутый тулуп положить - тогда богатым будет. - Мотив "косматого тулупа" встречается часто, в том числе и в свадебных обрядах, где его тоже связывают с богатством и деторождением. Корень поверья - в мистическом отношении к волосам, а также в поклонении зверю, избранному покровителем рода, племени.

До крестин имя ребенка никому открывать нельзя. - Этот запрет связан с боязнью сглаза. Считается, что после обряда Крещения, когда у ребенка появляется Ангел-хранитель, вероятность сглаза уменьшается. Вплоть до XVII - XVIII веков на Руси существовал и обычай давать ребенку, кроме официального, еще и потаенное имя (обычно - сохранившееся от "языческих" времен). На Западе обычай давать младенцу несколько имен, не все их разглашая, сохранялся еще дольше (вспомним тройное имя Гофмана: Эрнст Теодор Амадэй).

До крещения все дети - Богданы. - Суть в том же, что и в предыдущем случае: не открывать настоящее имя, а говорить, что ребенок Богом дан, то есть Богдан.

На крестинах, когда пьют за здоровье новорожденного, одну рюмку надо вверх выплеснуть. - Ассоциация прозрачна и поверхностна: этим показывают, какого роста желают младенцу. С этой же целью иногда кладут хлеб на самую высокую полку - чтобы новорожденный съел, когда до этой полки дорастет. Выплескивая рюмку под потолок, иногда приговаривают: "Чтоб наш Ваня (имя новорожденного) так подпрыгивал!"


1 2 3 4 5